Фильму британца Нила Джордана "Завтрак на Плутоне" удается оставаться в рамках зажигательной музыкальной комедии, хотя его действие под завязку наполнено бытовым трагизмом. Картина уже демонстрируется в кинотеатрах.

"Завтрак на Плутоне" британца Нила Джордана, снявшего десять лет назад "Интервью с вампиром", заканчивается на диво оптимистично. В финале под зажигательный хит 70-х главный герой — трансвестит Патрик-Патриция (Киллиан Мерфи) — неспешно катит коляску с младенцем, блаженно улыбаясь прохожим. Ребёнка родила его подруга детства, не решившаяся сделать аборт после того, как её возлюбленного, ирландского подпольщика, зарезали борцы по оружию, усомнившиеся в его патриотизме....

Смех сквозь слезы

1977 год. Гомосексуалист Патрик, внебрачный сын священника (Лайам Нисон) и уборщицы, от которого отказались и отец, и мать, живёт в религиозно нетерпимой среде провинциальной католической Ирландии, раздираемой партизанским движением. Стремясь обрести опору в жизни, он эпатирует окружающих своим экстравагантным поведением. Переодевается в девушку, разговаривает фальцетом. А ещё сдает в школе иезуитов на экзамен по английскому языку порнографический рассказ, в котором воссоздает предполагаемые обстоятельства своего зачатия. И в конце концов бежит из дома, пытаясь найти приют в крепких руках любовников и воссоединиться с матерью.

Однако малая родина даже в столице-Лондоне постоянно напоминает о себе самым неприятным образом. В террористических актах борцов за ирландскую свободу гибнут его друзья и любимые. Церковь отца сжигают под самое Рождество. А в ночном клубе, где герой, казалось бы, вот-вот обретёт свою любовь, взрывается бомба. Кровавые оплеухи насилия то и дело опрокидывают надежды Патрика на гомосексуальное счастье и душевное спокойствие.

Звёзды на втором плане

Жизненный путь героя усеян колоритными знакомствами и музыкальными дивертисментами, сотканными из британских шлягеров разлива 1977 года. Если в том же "Интервью с вампиром" Нил Джордан запаковал целую когорту молодых голливудских звёзд, то в своей новой картине он довольствуется матёрыми британскими исполнителями, расцвечивая ими второй план. Но при этом режиссёр не позволяет прекрасным актёрам выйти за рамки своих традиционных, узаконенных Голливудом, амплуа.

Австралиец Лайам Нисон, несмотря на то, что играет согрешившего священника, продолжает жить в образе отца-наставника, заявленном в "Бандах Нью-Йорка", "Звёздных войнах", "Бэтмене: начало" и "Царстве небесном". Стефан Ри, засветившийся недавно в "V" значит вендетта", по-британски холодно исполняет роль кафешантанного фокусника, берущего трансвестита Патрика себе в подмастерья. Мастер эпизода Брендан Глисон в крохотной роли алкоголика-сторожа, как обычно, экспрессивен и горяч. Но Джордан никому не позволяет встать на один уровень с Киллианом Мерфи.

Признанные мастера лишь оттеняют филигранную игру молодого британца. Неприглядный гомосексуальный профиль жизни Великобритании, показанный через сильно подмазанные тушью глаза Патрика, рождает ощущение реальности во многом благодаря исполнителю главной роли. Мерфи мастерски варьирует изобразительные приёмы, то и дело перескакивая от гротеска к натурализму.

Кровь, как помада

Впрочем, в течение тех двух часов, которые длится "Завтрак на Плутоне", тревожное предчувствие неправды и недосказанности не покидает ни на минуту. Хотя автобиографический рассказ героя-трансвестита, в точности которого можно усомниться, соседствует в фильме с объективным режиссёрским комментарием — Нил Джордан быстро отказывается от попыток возвратить историю в русло грубой реальности, следуя за мечтаниями героя. Оттого кровь в "Завтраке на Плутоне" выглядит, как размазанная на лице помада.

Взрывы бомб, убивающие людей, похожи на праздничные салюты. Жестокое избиение в полицейском участке напоминает извращенную, но приятную сексуальную забаву. Помыслы о самоубийстве выглядят насильственно вставленными в фильм в качестве раздажителя хорошего вкуса. А полыхание церкви сопровождает радостная и зажигательная музыкальная композиция. Покорённый исполнением Киллиана Мерфи режиссёр отказывается от попыток вплотную приблизиться к реальности, создавая прекрасный фильм-портрет. Портрет ни на кого не похожего человека, но никак не эпохи.