За пять лет от однополых партнёрств цивилизация не рухнула

Пять лет назад в Германии вступил в силу закон об однополых партнёрствах. Правовое признание всё же не уравняло их с традиционной семьёй. Однако такие пары уже стали обычным явлением, с которым смирились даже консерваторы.

С принятием закона об однополых партнёрствах немецкие геи и лесбиянки связывали большие ожидания. 1 августа 2001 Германия последовала примеру других либеральных стран Европейского Союза, "красно-зелёное" правительство дало однополым парам возможность узаконить свои отношения.

Однополые "браки" всего за пять лет после их введения в Германии стали обыденным явлением, намного быстрее, чем в 2001 году могли себе представить самые неисправимые оптимисты. Как написала на днях по этому поводу газета Suddeutsche Zeitung, из-за этого западноевропейская цивилизация не рухнула, обычные браки заключаются, и дети по-прежнему появляются на свет.

Немецкие консерваторы из ХДС и ХСС в 1999-2001 годах развернули широкую кампанию против законопроекта об однополых партнёрствах, предрекали "войну культур" в случае его принятия и грозили отменить закон после прихода к власти. Всего за пять лет они смирились с новыми реалиями точно так же, как пару десятилетий назад им пришлось смириться с тем, что роль женщины в немецком обществе больше не ограничивается тремя "К" - кухней, церковью и воспитанием детей (Kuche, Kirche, Kinder).

Меньше одного процента

В течение пяти лет в Германии зарегистрировали свои отношения около 20 тысяч однополых пар. На первый взгляд цифра кажется большой, но на самом деле это меньше одного от процента проживающих в стране 4 миллионов гомосексуалистов. Клауса Йетца (Klaus Jetz) из Союза геев и лесбиянок низкое число желающих узаконить свои отношения не удивляет. Он уже 11 лет живёт вместе со своим другом без регистрации, и желания заключить так называемый однополый "брак" у них не возникает по причине большого неравновесия прав и обязанностей.

"Зарегистрированное однополое партнёрство это нечто другое, нежели брак. Различия заметны, например, в налоговом праве: в подоходном налоге, а также в налоге с наследства. Хотя квартиру, которая когда-то было куплена общими усилиями, и можно в случае смерти одного из партнёров унаследовать, но сохранить её практически невозможно, потому что налог с наследства невероятно высок. Гетеросексуальные пары имеют право на необлагаемый налогом минимум общей суммой свыше 500 тысяч евро - это дискриминация".

Смена парадигм

Партнёры в однополых браках приравниваются в налоговом праве к "посторонним", соответственно никаких льгот однополые браки им не дают. Но по обязанностям они приравниваются к обычным семьям и должны, к примеру, после расставания с партнёром обеспечивать ему материальную поддержку. В случае потери работы одного из партнёров при расчете социального пособия засчитаются доходы работающего. Но добиться снижения налоговых льгот однополый партнёр не может. Лесбиянки и геи всё ещё приравниваются в налоговом праве к одиноким.

Несмотря на некоторые недостатки нельзя всё же недооценивать значение однополых браков, сказал Йетц. Уже один только факт, что они существуют, говорит в пользу смены парадигм в Германии. Зарегистрированные в партнёрстве лесбиянки и геи могут носить одну фамилию. Перед судом они приравниваются к лицам, состоящим в родстве. Партнёры-иностранцы без проблем получают визу и разрешение на работу. В 2005 году было внесено ещё несколько поправок: например, право усыновлять детей из прошлого гетеросексуального брака и пенсия в случае смерти партнёра.

Клаус Йетц не очень верит в то, что в ближайшем будущем что-либо изменится в сфере однополых браков. От большой коалиции он не ожидает каких-либо шагов в этом направлении. Однако, по его словам, в Голландии и Дании должно было пройти более десяти лет, пока однополые пары получили равные с обычными семьями права.