Самураи против секс-меньшинств (интеллектуальное кино в Москве)

28.09–1.10. Фестиваль американского кино "Образы Америки". ЦДП.

28.09–10.10. Ретроспектива фильмов Масаки Кобаяси. ЦДХ, кинотеатр "Салют".

Фестиваль американского кино "Образы Америки", впервые проходящий в Москве, предлагает забыть о растиражированной американщине, напичканой смертельными астероидами и космическими пришельцами, – ведь верхушка айсберга даёт мало представления о подводном гиганте.

Раздел кинофестиваля "Гении начинались так" послужит вступлением для программы "ИндиВид" (одноименный фестиваль независимого кино прошел в Москве в 2005 году). Центры её притяжения – альтернативные режиссёры Тодд Хейнс и Гас Ван Сент. В этот раз на вооружение взяты дебютные вещи мэтров. Это скандальный "Яд" Тодда Хейнса по мотивам романов Жана Жене, повествующий о сексе и насилии, изгоях общества и секс-меньшинствах, а также "Плохая ночь" Гаса Ван Сента о трагедии героя, влюбленного в мексиканца-нелегала.

Шокирующую альтернативу сменит спокойная "Классика Голливуда" с картинами периода холодной войны, наименее известными российскому зрителю. Знаменитый жанр "вестерн" можно увидеть в исполнении классиков. Это "Ранчо с дурной славой" Фрица Ланга, бежавшего от фашизма в Америку (в фильме, кстати, снялась Марлен Дитрих). Будут "Необузданные" Николаса Рея, прославляющие родео. И ещё лирическая комедия "Безоговорочно" Мервина Ле Роя, известного советскому зрителю мелодрамой "Мост Ватерлоо".

Самая серьёзная и обширная программа фестиваля называется "Экран.doc" – тут жанр документалистики. Взять хотя бы "Убийственный мяч" Генри Алекса Рубина и Дана Адама Шапиро, герои которого – соперничающие между собой игроки регби, соревнующиеся... в инвалидных креслах. Половину программы "Экран.doc" займёт ретроспектива знаменитого документалиста Фреда Уайзмена – последователя репортажного стиля.

Забавное совпадение: одновременно с "Образами Америки" в Москве пройдёт ретроспектива остро социального классика японской режиссуры Масаки Кобаяси, первый серьёзный фильм которого "За толстой стеной" носил антиамериканскую направленность. Закончив токийский Университет Васэда, Масаки Кобаяси в 1942 году был призван в армию. Будучи пацифистом, в знак протеста против жестокостей войны он остался рядовым: эти годы определили тематику его искусства.

Начнётся ретроспектива с нетрадиционного для Кобаяси фильма "Кайдан". Стилизованная постановка фантастических новелл Лафкадио Херна исследует область иррационального, играя с цветом и освещением. Второй фильм "За толстой стеной" – первый серьёзный дебют.

Вместе с писателем Кобо Абэ Кобаяси создал сценарий по дневниковым записям мелких военных преступников и показал беспомощность положения людей, вынужденных выполнять приказы начальства.

Вслед за этой картиной – три части мощной эпопеи "Удел человеческий" – экранизации шеститомного романа Дзюмпэя Гомикавы "Условия человеческого существования" (каждая картина – по три часа!).

Главный герой романа – пацифист Кадзи подобно Кобаяси против своей воли отправлен в армию и должен совершать насилие. Гораздо интереснее для русского зрителя – чёрно-белый фильм "Харакири" о жестокости древнеяпонской традиции. Бедность для самурая – позор, поэтому он должен себя порешить, причём не стальным мечом (который продан), а бамбуковым.