Максим Черницов – один из самых успешных российских дизайнеров. Он уже завоевал Москву и с этого года начал экспансию в Европу: в этом сезоне вместе с Юлией Далакян и Ларисой Погорецкой дизайнер закрывал Milano Moda Donna. Как удалось кандидату наук из Магнитогорска стать молодежным дизайнером № 1 в России, Максим рассказал нам за чашкой чая в своей мастерской.
- Вы считаетесь одним из главных хедлайнеров Российской недели моды и одним из самых преданных ей дизайнеров.
- В Russian Fashion Week я впервые участвовал в 2003 году, представлял свою коллекцию "весна – лето-2004". С тех пор каждые полгода мы – а в моей команде несколько десятков человек, от закройщиц и швей до директоров по продажам и маркетингу – новую коллекцию делаем специально для RFW.
- Что дизайнерам дает участие в Неделе моды?
- В первую очередь, это информационный повод. Сюда приходят журналисты, смотрят коллекции, после чего появляются материалы в прессе. Естественно, это очень важно. И, конечно, главные действующие лица недели – это байеры. От их благосклонности зависит успех коллекции: понравится показ – сделают заказ для своих магазинов. Ну и в результате у марки появляются новые поклонники.
- Ваша новая коллекция "Hello, brothers!" пропитана духом паранормальности. Почему вдруг заинтересовались этой темой?
- Мне хотелось развить таинственную и околокосмическую тему иного разума. Мысль о существовании инопланетных существ всегда привлекала, завораживала человеческие умы. Сам я не так чтобы сильно погружен в тему паранормальных явлений – скорее, знаком с ней через телевизор. Но в последнее время о ней начали чересчур много говорить, что, в общем-то, свидетельствует об определенном уровне развития общества, о тенденциях, которые в нем происходят. Естественно, я не могу оставаться в стороне, ведь задача дизайнера – подмечать общественные явления, которые потом можно спроецировать на коллекцию. Так что я приверженец социологического подхода в создании одежды.
- Показы марки MAX Chernitsov всегда немного эпатажные, яркие, неординарные. На ваш взгляд, для Недели моды главное – показать шоу или все же качественную одежду?
- К этому у меня двоякий подход. С одной стороны, показ коллекции – это, конечно, шоу. Необходимо заинтересовать, немного даже развлечь публику, чтобы тебя запомнили. Но, с другой стороны, это, в первую очередь, коллекции одежды – реальной и практичной. Мы не делаем специальных подиумных коллекций, чем увлекаются некоторые дизайнеры. Все вещи, которые мы выпускаем на подиум, потом попадают в магазины. Вообще, на мой взгляд, главное для дизайнера – найти баланс между носибельной одеждой и ярким представлением. Именно в этом моя работа.
- Вы единственный российский модельер, представленный в ЦУМе. Как удалось пробиться в этот магазин, подчас не доступный даже для многих иностранных марок?
- На самом деле все это исключительно фортуна. После очередного сезона RFW у меня появилась возможность показать свою коллекцию байерам ЦУМа, им понравилось, и нам сделали первый заказ. Причем начали мы с мужской коллекции. Дело в том, что в ЦУМе крайне жесткие условия по срокам предоставления коллекции и размерным рядам. Но у нас получилось сделать все как надо, и вот уже четыре сезона мы там продаем свои вещи. Правда, помимо ЦУМа есть еще довольно много торговых центров, где можно купить вещи MAX Chernitsov, но пока это только мультибрендовые магазины. Хотя, признаюсь, мы уже вынашиваем планы открытия собственного бутика.
- На ваш взгляд, в России умеют одеваться?
- Самое главное, что в России любят одеваться! А умение правильно подбирать одежду не зависит от географической принадлежности. Вкус к одежде – понятие отчасти врожденное, отчасти основанное на воспитании и среде. И на соединении этих двух моментов рождается стиль.
- Но многие зарубежные критики и дизайнеры признают, что в нашей стране люди любят все вычурное и броское...
- Безусловно, у каждой культуры ест своя специфика. Ту самую броскость и яркость любит Средний Восток. Ну а Россия, находясь на пересечении культурных путей и смешении национальных традиций, соединила европейское стремление к удобству и комфорту с вычурным блеском Востока.
- С российским дизайном та же история?
- Я убежден: главное, что у нас есть и на чем мы можем выехать, – это некая определенная философия и видение мира. Российских дизайнеров нельзя квалифицировать, узнать, отличить... У нас нет самого ремесла моделирования одежды, как у бельгийцев, к примеру, которые смогли сделать прорыв в дизайне благодаря своей школе – у них свой крой, свой подход к работе с материалами. Мы же берем философскими, интеллектуальными вариациями. Русский дизайн – это стилизация и отчаянный поиск новых тем в области культуры – современной материальной или традиционной классической. Дизайнеры черпают вдохновение в исконном русском, в том, к чему все привыкли, – в литературе, балете, живописи.
- А не кажется ли вам, что многие в этом поиске перегибают палку и ударяются в глубокий фольклор с сарафанами и кокошниками?
- Русские дизайнеры любят лубок. Что делать, он легко принимается на Западе, ведь Россию в большинстве привыкли видеть именно такой – с хороводами и медведями. Если им показать что-то новое, есть риск, что вообще не поймут. Главное здесь – не перешагнуть черту китча. Чем проще ты делаешь коллекцию, чем меньше над ней нужно задумываться, тем она будет успешнее.
- У вас есть образцы для подражания в мировом дизайне?
- Идеалов у меня нет. Но есть модельеры, которых я ценю и уважаю. Сейчас это Александр Маккуин. Одно время очень нравился Жан-Поль Готье. Но больше всего я люблю марки, которые совмещают дизайнерский подход и удобоваримость. Y-3 – лучший пример. Один из самых признанных дизайнеров Yamamoto делает для Adidas вполне приемлемые и по ценам, и по носибельности вещи.
- Сами вы не задумывались о совместной работе с какой-нибудь массовой маркой одежды?
- Всему свое время. Может, когда-нибудь Max Chernitsov и станет брендом мирового уровня. Тогда и подумаем над подобными перспективами. Сейчас, боюсь, никто из русских дизайнеров к этому не готов, в том числе и я.
- MAX Chernitsov работает на рядового потребителя?
- Рядовой – немного грубое слово. Наши клиенты – конкретные реальные люди. Мы делаем вещи, которые могут носить все. Но в то же время наши коллекции не для массового потребителя, а для людей независимых и не боящихся отличаться, выделяться. Когда придумываешь вещи, самое сложное – не стать пленником тенденции. Очень опасно удариться в тренд и сделать, с одной стороны, коллекцию словно из глянцевого журнала, но эти вещи не подойдут реальным людям. И, конечно, для дизайнерских марок главная сложность – удержать вменяемые цены на свои вещи. А это возможно только при больших объемах продаж.
Удерживать соотношение цены и эксклюзивности – одна из сложнейших задач дизайнера. Пока что это у нас получается.