В арт-жизни Москвы произошло грандиозное событие. В ГМИИ имени А.С.Пушкина выставили одну из лучших картин Дрезденской галереи - полотно XV века итальянца Антонелло да Мессины "Святой Себастьян". Специалисты утверждают: по художественной ценности ей практически нет равных. Разве что "Сикстинская мадонна" Рафаэля...

"Образ святого Себастьяна - любимый образ геев"

Святой Себастьян - единственный образ в истории христианства, который изобразили настолько обнажённым. Скромная набедренная повязка едва прикрывает мужское достоинство героя картины. Вопрос, который невольно напрашивается: как же, собственно, вот на такие вольности художника смотрят католики? Ответ уж очень неожиданный и даже удивляет своей терпимостью.

- Художники имеют право воплощать в жизнь своё видение, - комментирует отец Збигнев костела Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. - Это ведь искусство. Но у нас, у католиков, самым красивым изображением святого Себастьяна принято считать работу итальянского скульптора Гиоргетти XVII века. Герой изображён в виде юноши, которого будто во сне поразили тремя стрелами...

Невероятно, но факт: святой Себастьян - целая глава в науке сексологии. А отец советской сексологии, прославленный на весь мир своими открытиями и многочисленными теориями, Игорь Кон посвятил изучению этого образа не одну научную работу. И вот к каким выводам он пришёл.

- Образ святого Себастьяна оказался любимым образом геев, - рассказывает Игорь Семёнович. - Возникло даже такое мнение, что этот святой - гомосексуален. Святой Себастьян привлекал внимание представителей нетрадиционной ориентации, и этому есть подтверждения.

- Какие?

- Расскажу о некоторых из них. Они датируются не ранее XIX века. До этого времени признаваться в том, что святой вызывает подобные эмоции, было как минимум неприлично...

Одно из самых ярких описаний святого Себастьяна встречается у японского писателя Юкио Мисимы. А личный капеллан королевы Виктории Чарльз Кингсли, живший в XIX столетии, никогда не признавался в своих гомосексуальных пристрастиях. Но впечатления от образа святого Себастьяна говорят сами за себя...

Юкио Мисима:

"Обнажённое тело божественно прекрасного юноши было прижато к дереву, но кроме верёвок, стягивавших высоко поднятые руки, других пут видно не было. Бёдра святого Себастьяна прикрывал кусок грубой белой ткани... Это ослепительно белое тело, оттенённое мрачным, размытым фоном, светоносно. (...) В напряжённой груди, тугом животе, слегка вывернутых бёдрах - не конвульсия физического страдания, а меланхолический экстаз, словно от звуков музыки. Если б не стрелы, впившиеся одна слева, под мышку, другая справа, в бок, можно было бы подумать, что этот римский атлет отдыхает в саду, прислонившись спиной к дереву..."

Чарльз Кингсли:

"Эти мужские конечности, такие большие и такие деликатные, выделяющиеся на фоне призрачного света, беспомощность связанных рук, стрела, трепещущая в пронзённом боку, запрокинутый лоб, глаза, в тёмной глубине которых восторженная вера, казалось, побеждает муку и стыд... От напряжённости моего взгляда глаза готовы были выскочить из орбит".

- А в начале XX века в Германии проводили исследование среди гомосексуалов, и вышло, что самый любимый их образ - святой Себастьян...

- Игорь Семёнович, а как вы объясните интерес геев именно к святому Себастьяну?

- Сперва замечу, что образы святого Себастьяна писали около двухсот художников, и все не по одному разу. С XIII века Себастьяна раздевали и омолаживали. А ещё два века спустя его вообще сделали нежным юношей. Вот присмотритесь к картине: его тело открыто взгляду и очень уязвимо. Фигура женственно расслаблена. А некоторые художники часто строят композицию так, чтобы зритель смотрел на картину снизу... Поэтому первое, что бросается в глаза, - гениталии мученика. Но они всегда прикрыты повязкой или плавками. Это и давало пищу гомоэротическому воображению. Кто-то представлял себя в роли самого Себастьяна, а кто-то - в роли его мучителей...

Кстати, вот стрелы, которыми утыкано тело Себастьяна, тоже имеют не одно значение. Первое: смерть. Второе: фаллический символ - заостренный предмет, проникший в тело жертвы. Третье: любовь. Вспомните выражение "стрела любви" - это же всё из эпохи Возрождения...

- Неужели работы всех художников, а их больше двухсот, вызывали интерес со стороны геев?

- Да. Но всё же самым любимым образ святого Себастьяна стал в исполнении художника Гвидо Рени. Именно ему и признаются в любви и Юкио Мисима, и Чарльз Кингсли... А многим гомосексуалам этот образ помог определить их пристрастия и ориентацию... Известно, например, что даже самые строгие английские интеллектуалы XIX века буквально застывали перед образами святого Себастьяна. И совсем не потому, что восторгались художественной ценностью картин...