При помощи российского математика американским генетикам удалось вычислить несколько генов, изменение которых может привести к гомосексуализму. Уже после предварительных расчётов среди кандидатов на роль однополого гена выявился лидер.
В течение десятилетий изучения гомосексуальности медики, несмотря на множество предположений о генетической природе возникновения альтернативной сексуальной ориентации, до сих пор не могли назвать какой-либо конкретный ген, влияющий на её формирование. Наконец, нашлись учёные, которые провели серьёзную математическую обработку результатов исследований в данной области.
Полиморфный ген - фактически эволюционно закреплённая многовариантность одного и того же гена (варианты гена - аллели), а также ген, представленный в популяции более чем одним аллелем (если частота основного аллеля не превышает 95%). Иногда может проявляться в качественных или количественных свойствах своего белкового продукта - в структуре фермента, его специфичности, сродстве к субстрату, активности, концентрации и т.д.
Выпускник МГУ Сергей Гаврилец (работает в Институте штата Теннесси, США) и профессор Уильям Райс из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре построили ряд математических моделей, описывающих необходимые условия для формирования влияющих на гомосексуализм полиморфных генов. И, по их данным, в появлении геев и лесбиянок повинен один из так называемых полиморфных генов.
"Мы знаем, что у плодовых мух гомосексуализм может быть связан с простыми генетическими изменениями. Коль скоро множество генов, отвечающих за репродукцию и неврологию, у людей и у мух одинаково, может быть, и у человека есть "гомосексуальные" гены", – рассуждал Райс.
Генетики указывают на два фактора, которые могут объяснить полиморфизм гена, то есть возможность гена иметь несколько вариаций. Во-первых, определённую роль играет сверхдоминирование, относящееся к области фенотипических признаков человека, формируемых гетерозиготными генами.
Фенотип - особенности строения и жизнедеятельности организма, обусловленные взаимодействием его генотипа с условиями среды. Понятие Ф. распространяется на любые признаки организма, начиная от первичных продуктов действия генов - молекул РНК и полипептидов и кончая особенностями внешнего строения, физиологических процессов, поведения и т.д.
Во-вторых, как предполагают Гаврилец и Райс, на формирование гомосексуализма влияет т. н. сексуальный (половой) антагонизм. Антагонистическими чертами можно назвать такие особенности, которые необходимы для нормального функционирования организма противоположного пола, но вредны или совершенно не нужны для этого конкретного человека.
Учитывая разнообразность генетических программ наследования, специалисты разработали несколько математических моделей ДНК, каждая из которых демонстрирует уравновешивание признаков обоих полов. То есть отрицательное влияние признаков противоположного пола в данных ДНК нивелируется.
В своём исследовании математик и генетик указали на несколько типов генов. Они связаны либо со сверхдоминированием, либо с сексуальным антагонизмом. И хотя пока рано делать окончательные выводы, но, судя по влиянию различных форм полового антагонизма на сексуальное поведение у плодовых мух, именно его можно считать основной причиной полиморфизма генов, приводящей к гомосексуализму.
При формировании моделей Гаврилец и Райс основывались на так называемой теории Бланчарда и Богарта, утверждающей, что сексуальная ориентация мужчины закладывается ещё в утробе матери.
Как обнаружили в этом году учёные во главе с Энтони Богартом из Университета Брок в Сент-Катарине, шансы у мужчины обнаружить свою альтернативную сексуальность тем выше, чем больше у него старших братьев. При этом даже не важно, видел ли он их вообще когда-нибудь. Фактически Богарт доказал существование "эффекта старшего брата", заключающегося в том, что каждый старший брат, кроме первого, увеличивает вероятность вырасти нетрадиционно ориентированным на 30%.
В своей работе генетики утверждают, что всему виной иммунная система матери. Якобы с каждым новым зародышем мужского пола в её организме вырабатывается повышенная иммунизация к антигену, который генерирует плод. Данный антиген влияет на определённую маскулинизацию мозга эмбриона. Соответственно, реакция мамы на зародыш противоположного ей пола похожа на резус-конфликт. Только в отличие от случая с разными резус-факторами борьба идёт не с самим зародышем, а фактически с его половыми признаками. Поэтому когда женщина зачинает следующего ребёнка мужского пола, антигены начинают работу прямо с момент зачатия, что и приводит в итоге к гомосексуализму.
Генетическая природа гомосексуализма подразумевает наследственность этого признака. Так что дети геев и лесбиянок вполне могут стать людьми нетрадиционной ориентации.
Правда, в прошлом году группа исследователей во главе с Бобом Пруиттом из Университета Пердью в Уэст-Лафайетте (Индиана) заявила об открытии принципиально нового механизм наследования. И данный механизм позволял надеяться на исправление генетических недостатков родителей за счёт более ранних предков.
Пруитт изучал растения кресс-салата Arabidopsis thaliana с мутантными вариациями гена Hothead ("горячая голова") – вследствие мутации определённого гена лепестки и листья у салата оказывались неразделёнными. По законам, сформулированным ещё Грегором Менделем, потомки таких растений должны унаследовать дефектный ген.
Однако на практике 10% растений несли одну или две нормальные копии гена, словно бы возвращаясь к генетической последовательности предков.
Из своих данных генетики сделали вывод, что некоторые растения могут обращаться за генетической "помощью" к предыдущим поколениям "через голову" родителей и получать гены, отсутствующие у мамы и папы, но имеющиеся в наличии у дедушек с бабушками. Впрочем, после шумной сенсации оказалось, что никому из учёных воспроизвести результаты Пруитта не удалось. Это даёт основания предполагать наличие каких-либо ошибок в его работах.
Так что на сегодняшний момент учёные имеют лишь ряд догадок о природе и методах "лечения" гомосексуальности, но до практических шагов в области ранней диагностики и "терапии" гомосексуальности ещё очень и очень далеко.