Интернет считается в России более или менее свободным средством массовой информации. Телеканалы, вещающие на всю страну, напрямую или косвенно подчиняются государственному контролю и одурманивают народ опиумом. И лишь радиостанция "Эхо Москвы" пользуется привилегией выступать в качестве алиби для критической журналистики. Даже считавшаяся долгое время относительно свободной пресса пережила за один только последний год многочисленные смены владельцев, а также приобретения государственным концерном "Газпром" или околокремлёвскими олигархами.

В отличие от подобных тенденций, за всё время существования Рунета не было более или менее успешных попыток закрыть какой-либо веб-сайт. На такие поисковые машины, как Yandex.ru или Rambler.ru, не наложено никаких ограничений. Слухи и закулисные разговоры по поводу попыток введения основательной цензуры в интернете существуют уже несколько лет – без видимых последствий.

Однако при этом интернет является свободным лишь относительно. С одной стороны, ФСБ может прочитывать всю электронную переписку без разрешения судей или прокуратуры, а также отслеживать в режиме реального времени все действия в интернете отдельно взятого человека. 7 лет назад провайдеры были вынуждены за собственный счет приобретать необходимую для слежения аппаратуру. Гарантии того, что собранные сведения не будут использованы в целях экономического шпионажа, шантажа или политических преследований, не существует. Начиная с 2006 года, по требованию ФСБ, российские провайдеры проверяют и личные данные пользователей сети, а также перекрывают доступ к сайтам экстремистского характера. При этом границы того, что считать экстремизмом, намеренно остаются размытыми.

Тот, кто отказывается сотрудничать, рискует лишиться лицензии. Дело в том, что в России царит китайская модель государственного лицензирования тех услуг, которые обеспечивают доступ в интернет. Провайдеры попадают под давление из-за своей зависимости. Когда небольшая провайдерская фирма в Волгограде захотела избежать тотального контроля ФСБ, она была закрыта, и на неё обрушился шквал судебных исков.

Ставшее уже ритуальным воззвание к более строгому контролю над интернетом должно дисциплинировать веб-сообщество. То глава российского МИДа угрожающе заявит о том, что в сети пропагандируется нетерпимость и насилие, то министр культуры назовет её "многоголовой гидрой", которая вышла из-под контроля. Два года назад заместитель главы Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям предложил ввести интернет-фильтры. Многие депутаты Госдумы выступали с предложением более строгих законодательных инициатив, направленных на борьбу с порнографией и насилием в сети. В качестве дополнительного эффекта многие желали бы видеть повсеместно подмоченную репутацию интернета.

В этом климате за последние два года увеличилось число ведомственных или прокурорских расследований и проверок. Сибирское ведомство по надзору за СМИ попыталось в 2006 году закрыть популярное новостное онлайн-агентство на Алтае, обвиняя его в "разжигании межнациональной розни". Анонимный читатель разместил на сайте карикатуры на пророка Мухаммеда, которые были опубликованы в одной из датских газет, снабдив их антиисламскими высказываниями. Закрытие сайта, которое стало бы прецедентом, стало невозможным благодаря решению местного суда, а также Верховного суда РФ.

Во Владимире губернатор обвинил одного ведущего журналиста в связи с его предполагаемыми высказываниями на одном интернет-форуме. Журналист отрицает, что назвал там главу региона "диким зверем", "способным на всё". Разработчики сайта предоставили следственным органам архивы страниц, а также IP-адреса участников форума. Разработчики поспешили продемонстрировать своё послушание, не дожидаясь соответствующего решения суда. Судебный процесс продолжается до сих пор.

Главному редактору интернет-газеты "Курсив" из Иваново уже был вынесен приговор: он должен выплатить 600 евро, поскольку назвал Владимира Путина в связи с его высказываниями относительно подъёма уровня рождаемости "фаллическим символом России". Доступ к его интернет-газете был на некоторое время закрыт. Редактор иронично высказался в своей статье по поводу успехов в городском зоопарке в связи с увеличением поголовья рысей и лошадей Пржевальского. Животные сразу откликнулись на призыв президента, писал автор статьи, которая обрела значимость после судебного процесса.

Органы государственной власти стали обращать более пристальное внимание на интернет потому, что число пользователей неуклонно растёт. В 2004 году их было ещё около 22 млн, на сегодняшний день их число, по некоторым оценкам, достигло 26 млн. СМИ в интернете стали важными источниками информации. Однако при этом пока только телевидение охватывает основную массу аудитории. При этом интернет потенциально ориентирован на пятую часть населения, считающего себя образованным, заинтересованным в происходящем, и которое можно считать катализатором политических процессов.

Уже одно только значение, которое интернет имел для организации "оранжевой революции" на Украине, способно вселить ужас в умы кремлёвских политтехнологов. В прошлом году один веб-сайт для российских автолюбителей призвал к протестам: они были направлены против несправедливого приговора, в результате которого в тюрьму попал участник дорожного происшествия, а также против угрозы запрета автомобилей из Южной Кореи и Японии, оснащённых правосторонним рулем, которые преобладают на рынке Дальнего Востока и Восточной Сибири. По мнению многих наблюдателей, последовавшие за этим демонстрации автомобилистов на улицах Москвы и других городов являются обнадёживающим сигналом жизнеспособности российского гражданского общества.

В этой связи ещё два года назад представитель ФСБ потребовал введения расширенного контроля в интернете, поскольку влияние сети на общественное мнение растёт, и оно может быть использовано для "мобилизации политических сил, направленных против государственного авторитета".

Однако пока до этого дело не дошло. Целевая группа политических веб-сайтов остаётся сравнительно небольшой в растущей массе пользователей интернета, которые в основном ищут в сети возможности поболтать, сменить обстановку или воспользоваться какими-либо предложениями. Именно этим эксперты объясняют относительную свободу Рунета. В преддверии декабрьских парламентских выборов, а также мартовских президентских всё может быстро измениться.