В своем отношении к гомосексуальности религии Запада (иудаизм, христианство и ислам) и Востока (индуизм, буддизм, даосизм, конфуцианство и синтоизм) отличаются самым существенным образом. В то время как религии, берущие начало в древнееврейской традиции, обычно относятся к гомосексуализму крайне негативно, восточные учения, по большей мере, его вообще не рассматривают.
Для древних евреев гомосексуализм был частью языческой культуры соседних народов, которая подвергалась решительному осуждению и полному отрицанию. Запрет на мужской однополый секс содержится в Ветхом Завете (Левит и Исход), наряду с иными ритуальными иудейскими предписаниями. История с Содомом и Гоморрой, которую часто ассоциируют с гомосексуальностью, согласно современной иудейской и христианской теологии к этому не имеет отношения. Позднее апологеты христианства, в первую очередь апостол Павел, противопоставили аскетический характер нового христианского учения гедонизму культуры поздней Римской империи. Сам Иисус ни слова о гомосексуальности не сказал (упоминания об этом нет ни в одном Евангелии). Мухаммед сохранил и даже усилил все антиязыческие предписания иудаизма и христианства. Любопытно, что положения ни одной из религий вообще не упоминают лесбиянство - женщина для каждой из них представлялась чем-то второстепенным и не представляющим особого интереса.
Современный ислам остался наиболее ригористической религией в данном отношении. Всякое более свободное поведение, в том числе и в вопросах секса, допускалось лишь в редких специфических шиитских сектах, в частности у некоторых суфийских орденов; ортодоксальный ислам любого направления однозначно и решительно запрещает геевский секс (разумеется, реальное положение вещей никогда не соответствует писаным законам).
Иудаизм в целом тоже сохранил первоначальные положения, хотя только ортодоксальное (господствующее в Израиле и диаспоре, кроме Северной Америки) и большей частью консервативное течения сохранили однозначное и абсолютное отрицание; реконструкционистское и реформированное течения иудаизма, которые, вместе с консервативным течением, объединяют большинство иудеев США и Канады сильно смягчили свою позицию в данном вопросе. Большая часть раввинов, принадлежащих к этим учениям, не воспринимают ветхозаветные положения буквально, и многие из них даже проводят свадебные церемонии для лесбийских и геевских пар (этот вопрос остается на усмотрение каждого отдельного рабби).
Ортодоксальные ветви христианства, в т.ч. православие и католицизм, однозначно негативно рассматривают геевский секс как грех, но гомосексуальность саму по себе могут и не считать грехом, но, скорее, испытанием - последняя конференция католических епископов США приняла именно такое решение. Протестантизм во многом смягчил свое отношение к гомосексуальности, взгляды протестантских церквей по данному вопросу колеблются от строгого следования ветхозаветным предписаниям до очень либерального отношения, существуют даже несколько преимущественно лесбийско-геевских церквей, крупнейшей из которых является Universal Fellowship of Metropolitan Community Churches, по учению близкая к методизму. Часто противоположные взгляды встречаются среди родственных церквей и даже внутри одной церкви. На последней Ламбетской конференции, регулярной встрече представителей церквей всемирного англиканского сообщества, выявились резкие разногласия между консервативными англиканскими епископами из Азии и Африки и либеральным североамериканским епископатом, вплоть до того, что англиканское сообщество встало перед угрозой раскола. Надо заметить, что не только североамериканские и многие европейские епископы выступают за пересмотр традиционного антигеевского отношения христианской церкви, но известным другом геев и лесбиянок является бывший англиканский архиепископ Кейптауна, лауреат Нобелевской премии мира, Десмонд Туту.
Национальные восточные церкви защищают традиционную семью, но не рассматривают гомосексуализм как проблему, заслуживающую особого внимания; то же характерно и для буддизма. Буддийские страны очень терпимо относятся к проявлениям гомосексуаль ности и не имеют законов, дискриминирующих геев и лесбиянок. В недавнем конфликте, разгоревшемся вокруг возможного признания гомосексуальных браков в штате Гавайи, крупнейшая местная буддийская секта однозначно высказалась за равные права для гомосексуалов. Далай-лама согласился лично участвовать в планируемой летом 2000 года в Риме конференции «Религии и гомосексуальность».