Впервые этот дефект зрения описал в 1794 году английский химик и физик Джон Дальтон, сам им страдавший. Долгое время к столь «несерьезной» болезни относились крайне легкомысленно, пока в 1875 году в Швеции не произошла крупная железнодорожная катастрофа. Перед следствием, которое велось по этому делу, стоял неразрешимый вопрос: как машинист (кстати, чудом оставшийся в живых и уверявший, что вел состав на зеленый свет) мог не заметить красный сигнал семафора? Ответ смог дать только эксперт: известный физиолог Гальмгрен показал машинисту несколько мотков разноцветной шерсти и попросил его назвать цвет каждого из них. Указав на красный, подсудимый заявил, что это — зеленый, повергнув общество в шок.
С тех пор к исследованиям цветового зрения стали относиться с предельным вниманием, и особенно — после появления транспортных средств и авиации. Дальтонизмом, или дихромазией, называется частичная цветовая слепота, при которой нарушается нормальное трихроматическое цветоощущение, когда одновременно не воспринимаются три основных цвета — красный, зеленый, фиолетовый и их производные оттенки.
Дихроманты могут не различать красный цвет (протанопия), зеленый (дейтеранопия) или фиолетовый (тританопия). Согласно статистике, наследственный дальтонизм поражает 8% мужчин и 0,5% женщин. Как же это происходит? Ген, кодирующий белок, ответственный за цветовосприятие, расположен в Х-хромосоме. Дальтонизм проявляется лишь тогда, когда в наборе хромосом не будет ни одной правильной копии гена.
Пол человека, как известно, определяется половыми хромосомами — Х и У (две Х-хромосомы — это женщина, Х и У — мужчина). Одна «больная» Х-хромосома, полученная от родной матери, сделает мужчину дальтоником. У женщины же, если в одной Х-хромосоме ген испорчен, а в другой — нет, белок будет синтезироваться нормально, и дальтонизм ей не грозит. Заболеет она только в том случае, если получит две «больные» Х-хромосомы — и от матери, и от отца.